Как блогеры стали новой рекламной площадкой

27 Ноября 2018
Российский рынок рекламы в блогах оценивается в 9–11 млрд рублей. Это сопоставимо с тратами рекламодателей на печатную прессу и радио в I полугодии 2018 года. Но на СМИ затраты не превышали 8 миллиардов.

Похоже, что блогеры или инфлюенсеры уже в этом году смогут откусить хорошую долю от рекламного «пирога», предложив брендам и компаниями новых клиентов и повышение узнаваемости.

Сами рекламодатели хотят получить таргетированную рекламу в удобном для потребителя формате. И именно воздействие на определённую аудиторию предлагают блогеры.

Новые лидеры мнений

Наиболее популярной площадкой для взаимодействия с блогерами оказался Instagram. В России эта социальная сети насчитывает более 16 миллионов пользователей. 2,4 миллиона пользователей из Москвы, 1,2 млн — из Санкт-Петербурга. Казань оказался третьим городом по популярности — 426 тысяч жителей столицы Татарстана зарегистрированы в Instagram.

71% пользователей Instagram — это люди в возрасте от 18 до 34 лет, что является активным и платёжеспособным населением. Если говорит о соотношении полов, то 57% зарегистрированных пользователей указали женский пол.

Второй площадкой по популярности считается YouTube. Ролики на нём просматривают 87% всей интернет-аудитории России. Наиболее активной группой пользователей считается от 25 до 34 лет. И если Instagram считается женской соцсетью, то в YouTube больше активности от мужчин. Активность потребления составляет 122 ролика или 254 минуты в месяц.

Мировой рынок рекламы у блогеров находится на отметке $3-6 млрд. К 2020 году он вырастет до $10 млрд. 60% мирового бюджета уходят блогерам в Instagram, далее следуют YouTube, Twitter, Snapchat и Facebook. С учётом российских особенностей, распределение рекламных бюджетов идёт по трём социальным сетям: Instagram, YouTube и «ВКонтакте».

Татарстанский блогинг

Сервис статистики блогеров LiveDune считает, что в Казани более 148 тысяч человек, ведущих блоги в Instagram, «ВКонтакте» и «ЖивомЖурнале». Например, в числе блогеров глава республики Татарстан Рустам Минниханов, у которого 315 тысяч подписчиков в Instagram.

Опережают по количеству подписчиков троица любителей коротких юмористических роликов — Булат Абдрахманов, Равиль Исхаков и Денис Сальманов. Ребята снимают пародии, челенджи и всячески развлекают подписчиков. У Булата 349 тысяч фанатов, Равиля — 598 тысяч, Дениса — 633 тысячи.

Популярным является аккаунт участника проекта «Песни на ТНТ» Хабиба Шарипова, за творчеством которого следят 454 тысяч человек. А 286 тысяч подписчиков собрала певица Гузель Уразова, которая исполняет песни на татарском языке. Ещё один казанский музыкант Радик Юльякшин известный под псевдонимом Elvin Grey имеет 285 тысяч подписчиков. За рэп-исполнителем Тимуром Гатиатулиным следят 125 тысяч подписчиков. 

guz1.pngguz2.pngguz3.pngguz4.pngguz5.pngguz6.pngИнстаграм Гузель Уразовой 

И конечно, как не вспомнить скандальных казанских близняшек Адель и Алину Фатхеевых. Основной аккаунт девушек в Instagram был заблокирован из-за жалоб пользователей. А в текущем за ними следят 37,8 тысячи человек.

Но не Instagram единым живут блогеры Татарстана. Много популярных аккаунтов и в «ЖивомЖурнале». Сервис LiveDune упоминает в числе популярных дневники Нияза Аксанова, Ирека Муртазина и Ольги Ильины.

Классификация блогеров

Как правил, блогеры делятся на несколько типов, занимающиеся конкретным направлением, что приносит им лояльную и постоянную целевую аудиторию. Можно выделить 6 тематик популярных блогов.

Lifestyle
Блогеры рассказывают о своей жизни: привычках, покупках, распорядке дня, питании, детях, саморазвитии, образе жизни, домашних животных и т. д. Получается некий виртуальный дневник, который интересен пользователям.
alina.pngalina2.pngalina3.pngalina4.pngalina5.pngalina6.png Инстаграм Алины Гималтдиновой 

Примером блогера этого типа является Кристина Сафина, за жизнью которой следят 22,2 тысяч человек. За Алиной Гималтдиновой и её семейной жизнью наблюдают 139 тысяч подписчиков. Галия Бердникова️ рассказывает о бизнес-практике 171 тысяч человек.

Beauty
Блогеры сосредоточены на мастер-классах по мейкапу, уходу за собой. В роликах они рассказывают о продуктах для ухода, салонах, процедура и т. д. Так как вопрос внешнего вида важен для многих девушек, то ролики набирают тысячи просмотров.
d1.png    d2.pngd4.pngd5.pngd6.pngd3.png Инстаграм Дарьи Веденеевой  

Beauty-блогером Казани является Дарья Веденеева, которая является основательницей «Дома красоты DM». 

Fashion
Блогеры-модники просвещают аудиторию о тенденциях моды, стиля одежды, создании образов.

alisa1.pngalisa2.pngalisa3.pngalisa4.pngalisa5.pngalisa6.pngИнстаграм Алисы Тулыниной  

Примером fashion-блогера является Дарья Сухова и Алиса Тулынина. Кстати, близняшек Адель и Алину Фатхеевых также можно отнести к этому типу.

Travel
Путешественники выкладывают фотографии и истории поездок: популярные и исторические места, лайфхаки, необычные заведений и т. д. Обычно делятся выгодными способами путешествий и изучения мира.
kamil1.pngkamil2.pngkamil3.pngkamil4.pngkamil5.pngkamil6.pngИнстаграм Камиля Файзулина  

К казанским travel-блогерам относятся Камиль Файзулин, Дмитрий Кириллов и Анастасия Губинская.

Мастера своего дела
Фотографы, видеографы, журналисты, редакторы и другие специалисты демонстрируют результаты работы и дают советы тем, кто только осваивается в профессии.

kuz1.pngkuz2.pngkuz3.pngkuz4.pngkuz5.pngkuz6.pngИнстаграм Анны Кузиной  

Например, Артур Шайхутдинов, Филипп Чевелев и Зарина Маркель типичные представители фотографов. Анна Кузина — журналист и любительница различных книг, на которые она пишет обзоры.

Реклама у блогеров

По данным исследования HubSpot, 71% пользователей принимает решение о покупке по рекомендации в социальных медиа. Исследование агентства Aum показало, что 70% зрителей YouTube в возрасте от 13 до 19 лет доверяют мнению блогеров больше, чем мнению звезд. Для брендов это значит скорый уход от звёзд к блогерам, которые стали ближе к аудитории.

Но к самим блогерам у брендов уже появляются вопросы. С увеличением количества бюджетов на рекламу через лидеров мнений стали появляться блогеры, которые искусственно завышают статистику аккаунтов. Делается этом с помощью накрутки: добавляются боты, неактивные аккаунты или пользователи, которые получают деньги за подписку.

К накруткам прибегают даже звёзды. Например, у Ольги Бузовой 1,2 миллиона ботов при 13,5 миллионах подписчиков, у Виктории Бони — 890 тысяч ботов на 6,2 млн подписчиков, у Анастасии Ивлеевой — 218 тысяч ботов на 8,9 млн подписчиков.

nasty1.pngnasty2.pngnasty3.pngnasty5.pngnasty4.pngnasty6.png Инстаграм Анастасии Ивлеевой 

Сами боты стоят около 20 копеек за штуку и за 3 000 рублей нечестный блогер может получить 15 000 подписчиков. Поэтому накрутки стали популярны у многих участников рынка, так как позволяют поднять ценники на рекламу при минимальных затратах.

18 июня компания Unilever официально отказались от работы с блогерами, которые накручивают подписчиков. Директор по маркетингу производителя потребительских товаров Кит Уид утверждает, что 40% инфлюенсеров хоть раз пользовались накруткой.

Согласны с мнением Unilever и популярные европейские и американские отели. Отельеры жалуются, что получают от блогеров множество предложений о возможности публикации поста в обмен на бесплатное проживание. Однако польза от подобного взаимодействия довольно низкая: существенных всплесков посещаемости рекламируемых отелей не наблюдается.

В великобританском маркетинговом агентстве Zazzle Media отмечают, что опрос клиентов показал нежелание работать с блогерами. Фирмы не понимают механизмы влияния инфлюенсеров на продажи и опасаются тратить деньги на ботов, которые не принесут сколь значимое узнавание бренда.

Обходим грабли

Из-за ожидания высокой эффективности рекламных кампаний к помощи блогеров прибегают не только крупный бизнес, но и локальные компании. Например, кафе, книжные магазины, кальянные, рестораны, отели и так далее. И каждый раз они сталкиваются с вопросом правильного выбора блогеров. Казанское рекламное агентство Well Media выработало правила работы с инфлюенсерами:

Во-первых, лидер мнения должен быть одной тематики с бизнесом. Странно, если fashion-блогер будет рекламировать цементный завод. Хотя, иногда различие позиционирования может сыграть на руку. Например, Катя Клэп сделала неплохую коллаборацию с KFC в виде KFC Battle, на которой вручались премии в творческих и спортивных номинациях.

Во-вторых, важно оценить аккаунт блогера: признаки накрутки лайков, комментариев, подписчиков; взаимодействие с другими брендами; общение с аудиторией и т. д. У рекламных агентств, как правило, уже есть готовые инструменты, чтобы отсеивать нечестных игроков. Также можно воспользоваться услугами бирж GetBlogger, Insense Pro, FameBit, HireInfluence, Influecity, Epicstars, которые проверяют блогеров по своим параметрам.

В-третьих, обязательно заключайте договор и прописывайте техническое задание. Важно прописать срок и место размещения постов, порядок оплаты или бартера, стиль ролика или фотографии, ответственность за невыполнение работы или срыв сроков. Стоит выстраивать долгосрочные отношения.

В-четвёртых, отследите статистику. Всегда смотрите сколько клиентов привёл тот или иной блогер и принимайте решение о продолжении сотрудничества только после анализа результатов. Часто подписчики инфлюенсера могут негативно воспринимать рекламу. И бюджет будет просто слит в пустоту.

В-пятых, не забывайте о бюджете на продвижение поста блогера. И нередко придётся затратить даже больше, чем за взаимодействие с инфлюенсерами. Кстати, постарайтесь посеять пост на максимальное возможное количество площадок и пиарьте сам факт сотрудничества с лидером мнений. Можно оформить результаты сотрудничества в виде кейса и выложить, например, на VC или SPARK.

В-шестых, побалуйте блогера дополнительным подарком: деревянные хештеги, пледы, свитшоты, перчатки, бейсболки и тому подобное. Это поможет сделать общение положительным. В дальнейшем презент может использоваться в роликах для создания брендированного контента.

Кстати, сейчас стало популярно сотрудничество с микроинфлюенсерами, которые показывают большую эффективность. У них уже сформирована лояльная аудитория и, как правило, они не занимаются накрутками.

Экономическое издание The Startup отмечает, что посты от микроинфлюенсерами получают на 60% больше вовлечённости, действуют в среднем в 7 раз эффективнее и в 22 раза чаще становятся поводом для дискуссии. Например, заказать рекламу книги татарского писателя эффективней у Анны Кузиной с 6 тысячами подписчиков, чем у Равиля Исхакова с полумиллионом фанатов.

А лучше доверить подборку блогеров агентствам, которые уже имеют опыт работы с ними. Ведь при работе с творческими людьми хватает тонкостей и особенностей. Но в целом будущее рекламы именно за взаимодействие с лидерами мнений.

Стоит ли тратить время и деньги на блогеров?

Рассмотреть возможности сотрудничества с блогерами стоит. Однако, заранее определитесь с условиями взаимодействия: будете вы оплачивать бартером или деньгами, какие статистические показатели учитывать и когда размещать пост.

Пусть блогер самостоятельно выбирает подходящий формат поста, чтобы он гармонично вписался в его контент-стратегию. Иначе реклама будет смотреться топорно и вызовет негативные эмоции.

Не рассчитывайте на высокие показатели эффективности. Отнеситесь к работе с блогерами, как к эксперименту по поиску новых каналов продвижения.

Не старайтесь обращаться к популярным инфлюенсерам, так как они выставят высокий ценник, а сами блогеры всё чаще становятся участниками разнообразных скандалов. Например, YouTube не так давно заблокировал крупнейшие каналы Versus Battle, AcademeG и «Гараж54», AuRuM TV и «ДА НИЛ» за рекламу букмекерских контор и мошеннических проектах. В волну скандалов попал даже канал «Лиса Рулит», которая сама разоблачала автомобильных мошенников, но начала рекламировать скам-проекты.

Врезка

Цены на посты у татарстанских блогеров

Аудитория Цены за пост, рублей Цена за Stories, рублей
до 20 000 подписчиков 1 000 1 000
от 25 000 до 50 000 1 500 – 5 000 1 000 – 2 000
от 50 000 до 100 000 5 000 – 10 000 2 000 – 4 000
от 100 000 от 20 000 от 7 000

Поделиться новостью: